В прошлую гонку не только подпрыгнул так, что пришлось менять половину ходовки, но до этого успели поездить в реке. Вода и -20 не лучшее сочетание и сгоревший вентилятор тому подтверждение.
Пришел в магазин и спросил вентилятор без кожуха – в кожухе это сразу двойной в сборе, а мне только один надо было, второй работал. Забрал, начали ставить, а он не подходит. Диаметр, толщина, все нормально, но крепления не подходят.
Вернулся в магазин, говорю дайте такой же, но другой. На меня очень удивились, говорят нет других, вот номер, вот каталог, а вот на полке в сборе лежит. Но меня не убедили, пришлось самому разбираться.
Бывает восьмилопастной 21214-1300024-43 производство Валее-95
Это с болтами креплений. Сделан аккуратно, на лопасти установлен балансировочный грузик.
А бывает на двенадцать лопастей 21214–1300024-41 производство Венто
Крепления-ушки. Балансировочных грузиков нет. Судя по артикулу в коробках Лада-имидж упаковывает именно такие.
И лирическое отступление. Как известно, механический вентилятор принято – по крайней мере у нивоводов — называть мясорубкой, а электрический карлсоном. Поэтому вот пара старинных анекдотов в тему:
Пришёл Карлсон к любовнице. Только успел
раздеться, звонок в дверь.
Любовница: — Муж вернулся, прячься быстрее!
Карлсон: — Спокойствие, я выпрыгну в окно и улечу.
Выпрыгнул в окно. Женщина открыла дверь. Муж
вошёл в комнату.
— А кто это у тебя был?
— Никого, тебе показалось.
— А чьи это штаны с пропеллером?
Однажды Карлсон очень торопился и одел штаны наизнанку, пропеллером внутрь.
Так была изобретена мясорубка.
Решил здесь собрать информацию по вентиляторам охлаждения двигателя.
Информация по мощности: 218 Вт
(12 Вольт, 18 А)
Также почему выбор пал на вентиляторы от Нивы "обычной", то есть которые ставятся перед радиатором:
"Заметим, вентилятор системы охлаждения может подложить и такую свинью, которой никак не ждешь! Замечательный урок нам преподала «Шевроле-Нива», у которой аж два электровентилятора – прекрасные пластмассовые крыльчатки с бандажами по наружному диаметру, вращающиеся для пущей эффективности в пластмассовых кольцах-кожухах! Все «по науке» – самой передовой, не учли только пустякового обстоятельства: пластмасса не выдерживает температуры воздуха, выходящего из радиатора. Видать, ее подбирали, заботясь лишь о невысокой цене! Однажды, хорошенько нагревшись, крыльчатки потеряли жесткость, кольца-бандажи стали задевать кожухи и в точках контакта плавиться. Водитель этого не заметил. А на другой день вентиляторы оказались заклинены – накануне после выключения мотора они приварились к кожухам. Хороша история? Как тут не вспомнить «добрые старые» кожухи из металла!"
Взято отсюда: m.zr.ru/content/articles/14591-vetroduj/
П.С. Вся информация и фото с простора интернета, на авторство не претендую, а также на достоверность!
Продолжительность эксплуатации двигателя внедорожника Нива во многом зависит от того, насколько эффективно работает охлаждение ВАЗ-2121. Ведь перегрев — первый враг силового агрегата, ведущий к дорогостоящему ремонту.
Вот почему так важна исправность узлов и элементов охладительного контура. Чтобы уметь их обслуживать и выявлять неисправности, нужно разобраться, из чего состоит схема и как функционирует охлаждение Нивы.
Устройство охладительной сети автомобиля
Система охлаждения ВАЗ Нива является достаточно эффективной и практически не претерпела изменений с момента своего создания. В нее входят следующие агрегаты и элементы:
Контроль температуры в сети охлаждения двигателя Нивы осуществляется разными способами. В карбюраторной модели ВАЗ-21213 в головку цилиндров встроен датчик, связанный с указателем температуры на приборной доске. На модели ВАЗ-21214, где топливо подает инжектор, имеется второй датчик, вмонтированный в патрубок на головке цилиндров. Он связан с контроллером, готовящим топливную смесь в зависимости от нагрева силового агрегата и включающим вентиляторы.
Есть еще 2 отличия в конструкции охлаждения моторов с карбюратором и инжектором:
- на машинах с прямым впрыском топлива на радиаторе установлено 2 электрических вентилятора вместо 1 механического;
- патрубки для подогрева нижней части карбюратора в модели 21214 обеспечивают нагрев блока дроссельной заслонки.
В автомобилях ВАЗ-2131 Chevrolet Niva система охлаждения в целом аналогична обычной Ниве с инжектором. Радиатор отопителя ВАЗ-2131 не оборудован краном, из-за чего через него круглогодично протекает антифриз.
Принцип действия
Схема охлаждения Нивы работает под давлением, поскольку в обычном режиме не сообщается с атмосферой. Охладительная жидкость — антифриз с температурой замерзания -40 °С. Представляет собой раствор воды с этиленгликолем, количество для заполнения системы — 10,7 л. Закипает он тоже при повышенной температуре, +110 °С.
Ключевым элементом в работе системы является термостатический клапан, распределяющий потоки жидкости в зависимости от нагрева двигателя. Внутри термостата имеется заслонка, управляемая термочувствительным элементом. При нагреве он перемещает заслонку, открывая потоку другой путь. В целом схема работает по следующему алгоритму:
В летнее время и переходный период в машинах ВАЗ-21213 и 21214 проход охлаждающей жидкости через радиатор отопителя ограничивается краном. На Шевроле Ниве такого крана нет, отключение обогрева производится путем перенаправления потока воздуха мимо теплообменника.
Возможные неисправности
Чтобы избежать неприятностей с перегревом двигателя, необходимо контролировать и обслуживать охладительную систему Нивы.
Следует чаще проверять уровень антифриза в расширительном бачке. Ввиду надежности охлаждения неисправностей в ней случается не так много:
- Когда автомобиль греется до максимума в любую погоду, а патрубки основного радиатора холодные, то сломался термостат. Элемент не ремонтируется, только меняется.
- Электрические вентиляторы включаются как попало, в том числе на холодном двигателе, а при перегреве могут и не запуститься. Это значит, что вышел из строя и подлежит замене датчик, передающий данные о температуре контроллеру.
- Когда указатель на панели выдает неточные данные или не показывает температуру, надо поменять второй датчик, стоящий в головке цилиндров.
- Постоянно снижается уровень жидкости в бачке. Надо искать и устранять протечку на патрубках или в одном из радиаторов.
Важно периодически проверять наличие люфта оси водяного насоса. Его появление говорит об износе подшипника, необходимо как можно быстрее поменять помпу.