Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни города, которыми задаются москвичи.
Поливальные машины — привычная часть городского пейзажа. Зачем они нужны в жаркую летнюю погоду, всем примерно понятно. Но как только на улице начинает моросить, у многих горожан возникает вопрос — почему поливальные машины выходят на работу и в дождь. Этот вопрос мы переадресовали в департамент ЖКХ и благоустройства Москвы.
«Зачем поливальные машины
работают в дождь»?
Департамент ЖКХ
и благоустройства Москвы
Организация работ по санитарному содержанию территорий города проводится в соответствии с существующими нормативными документами и требованиями, согласно которым определены основные технологические операции уборки и содержания городских объектов.
Так, содержание улично-дорожной сети города осуществляется в соответствии с «Положением о порядке организации работ по содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы», утверждённым постановлением правительства Москвы от 15.05.2007 N 384-ПП и регламентом летнего содержания объектов дорожного хозяйства (ОДХ), которым определено время мойки объектов дорожного хозяйства в городе в ночное и дневное время в целях устранения загрязнений и для предотвращения пыления на дорогах, а также в жаркие периоды лета при температуре воздуха свыше 25 градусов.
Согласно технологическому процессу содержания ОДХ в результате мойки мусор от осевой линии дорожного полотна сбивается в прилотковую зону, после чего осуществляется уборка лотковой зоны ОДХ. Следует отметить, что мойка дорог во время дождя способствует более эффективному удалению с проезжей части мелкодисперсных загрязнений и грунтовых наносов.*
* — Если перевести с чиновничьего языка, это означает: поливальные машины работают в любую погоду по одному и тому же расписанию. Задача таких машин — очистка дороги от грязи и мусора, который мощной струёй сбивается на обочину, откуда его убирают уже другие машины. Причём в сырую погоду работа поливалок даже эффективнее — пыль и грязь уже прибита к земле и размочена, и её легче сбить с дороги.
Вид коммунальных машин, поливающих во время или сразу после дождя городские улицы и магистрали, чаще всего вызывает у широких масс автомобилистов приступы ненависти к чиновникам, разбазаривающих таким образом деньги муниципальных бюджетов и ухудшающих и без того напряженную обстановку на дороге. Однако не все так плохо с мозгами у коммунальщиков: «осваивать» деньги налогоплательщиков там умеют гораздо более изящными и незаметными способами. Поливальные же работы во время дождя продиктованы исключительно соображениями практическими. Во-первых, любой более или менее приличный дождь смывает на проезжую часть грунт с газонов и мусор с прилегающих территорий. При высыхании земля превратится в пыль, которую будет крайне трудно удалить с дороги. Чтобы проще было все это потом убрать, поливальные машины струями воды уже во время дождя сметают мусор к обочинам.
А затем, уже после прекращения осадков, мусороуборочные машины восут в свое чрево все эти гадости. Но даже если дождик лишь намочил асфальт, не вызвав ничего похожего на «селевые потоки», коммунальщики с удовольствием пользуются таким подарком природы и выпускают поливальные машины на улицы. Дело в том, что упавшая с неба вода не просто смачивает асфальт, но и проникает при этом в его микронеровности, растворяя или просто разжижая всевозможные загрязнения — частицы пыли, нефтепродкутов и прочего. При этом последние теряют сцепление с асфальтобетонным покрытием дороги и их становится проще смыть струей «поливалки». Отковырянная таким образом от дороги грязь сбивается к бордюрам, где ее через некоторое время также собирают мусороуборочные машины.
Поливомоечная и тротуароуборочная техника в любую погоду занимается уборкой столичных дорог. Специалисты ГБУ «Автомобильные дороги» объяснили, для чего это необходимо.
«Не секрет, что загрязнение асфальтового покрытия в дождь происходит более интенсивно. Асфальт, как известно, структура пористая, мойка дорог во время дождя позволяет тщательно удалять грязь из пор асфальта», — сказали в пресс-службе ведомства.
Специалисты объяснили, что уборка дорог проходит в два этапа. Сперва проходит полив — колонна поливомоечной техники двигается уступом и параллельно моет крайнюю левую полосу. После этого спецтехника смывает грязь струей, которая направлена в лотковую зону (территория дороги вдоль бордюра).
«Следом за колонной поливомоечной техники идут подметально-уборочные машины, которые при помощи пылесосов очищают лотковую зону», — сказали специалисты.
В ведомстве отметили, что при устойчивой высокой температуре полив дорог проводят два раза в день.