Информационный сайт о накопителях энергии
Источник бесперебойного питания – энергетический блок, в задачу которого входит подача энергии от встроенного аккумулятора, если питание от сети не отвечает требованиям потребителя. ИБП разной мощности используют для сетей дома и офиса, в медицинских учреждениях и на промышленных объектах. Систематический контроль и периодическое восстановление емкости батареи в ИБП – непременное условие надежности установки.
Виды аккумуляторов для ИБП, характерные неисправности
В блоке ИБП используются только свинцово-кислотные аккумуляторы. Линейка включает мультигелевые, гелевые и AGM накопители энергии. Маркировка VRLA/SLA обозначает, что аккумулятор необслуживаемый и герметизированный, может устанавливаться в жилых помещениях.
Аккумуляторы отличаются залитым гелевым составом электролита на основе серной кислоты или между пластинами установлен пористый сепаратор, пропитанный электролитом. Мультигелевые АКБ производят по технологии AGM, маркируют MG.
Эксплуатация батарей с сложных условиях, с хроническим недозарядом по разным причинам, снижение уровня электролита и неблагоприятные внешние факторы приводят к характерным причинам потери работоспособности. АКБ требует восстановления по причинам:
- Осыпание или сползание активной массы с положительной решетки, вызванное нарушением однородности состава
- Ослабление связей в активной замазке связано с некачественными токоотводами.
- На электродах произошла коррозия, нет сцепления замазки с металлом.
- Произошла сульфатация пластин- токоотводов, образование кристаллического плотного нароста соли сульфата свинца.
- В полости устройства недостаточно влаги — батарея песесохла.
Своими руками можно устранить некоторые проблемы. Осыпание замазки, коррозия токопроводов приводят к короткому замыканию банок, в домашних условиях ремонт невозможен.
Восстановление аккумулятора ИБП своими руками
Стоимость комплектного АКБ такова, что попытка восстановления ИБП своими руками оправдана, если есть навыки и инструмент. Корпус необслуживаемой батареи герметичный, это делает восстановление сложнее.
- Метод оживления батареи дистиллированной водой. Снять крышку прикрывающую колпачки банок. Снять колпачки-клапаны для сброса давления. В каждую банку добавить медицинским шприцом около 2 мл дистиллированной воды, дать полчаса, чтобы она впиталась в сепараторы. Добавлять воду, если пластины полностью не покрыты, избыток удалить сифоном. Процесс зарядки ступенчатый, с перерывами для стабилизации после каждого этапа набора емкости. После достижения рабочих параметров АКБ разрядить принудительно до 11 В и снова зарядить полностью.
- Длительный заряд без вскрытия банок может вернуть активность АКБ. Не обращая внимания на то, что ток вначале не потребляется от ЗУ, не выключать устройство. Если результат отрицательный – воду придется добавлять. Важно – нужно положить груз на крышку, чтобы колпачки не сработали от избыточного давления. Напряжение зарядки выбрать 15 В, время ожидания 15 часов. Процесс должен быть под постоянным контролем.
- Использование циклического заряда, когда другие способы не помогли. Применяют устройство с высоким напряжением, зарядка на каждом следующем цикле ступенчато снижается – 30 В, 25 В, 20 В, 14 В. Между циклами разряжать батарею не ниже 10,5 В. В качестве разрядного сопротивления применить лампу накаливания на 5-10 Вт.
Независимо, восстановление гелевого или AGM аккумулятора для ИБП намечается, алгоритм действий сходен. Более устойчив к глубокому разряду, имеет меньшую способность к саморазряду гелевый АКБ. Стоит он дороже AGM и MG аккумуляторов, но в эксплуатации надежнее.
Видео
С практическими действиями по восстановлению аккумулятора можно ознакомиться на видео.
AGM-аккумуляторы всем хороши, не боятся опрокидывания и не засульфачиваются. Было бы здорово, если бы они ещё и работали подольше и сохранялись в полноценном состоянии. Для этого нужно в них периодически доливать дистиллированную воду, которую они теряют в процессе эксплуатации (от нагрева).
И вот об этом целых 8 минут болтовни от чувака в косухе на вырост. Ваши вопросы приветствуются 🙂
PS Небольшой апдейт. Есть такие аккумуляторы — Red Energy, это вроде бы та же Дельта с кнопочкой бесполезного индикатора. Так вот, на старых версиях аккумов этой марки был нанесён вот такой текст:
#1 17.05.2016 15:50:39
Есть "убитый", т.е. неоднократно разряженный в "0" agm аккумулятор Exide.
Сейчас показывает напряжение около 4 B. Его можно оживить?
В наличии несколько "умных" зарядных устройств, включая Bosch C7, которые не хотят его заряжать.
Что можно сделать? Посоветуйте. Готов поэкспериментировать))))