Спрос на автомобили Lada в ЕС вырос в первом полугодии 2018 года почти на 11 процентов. Марка отвоевала 0,035 процента всего европейского авторынка. За что европейцы полюбили Lada?
Лада 4х4 — самая популярная модель в Германии
В июле, незадолго до ухода компании "АвтоВАЗ" в корпоративный отпуск (продлится с 23 июля по 12 августа), были озвучены рекордные за последние несколько лет показатели по продажам выпускаемых им автомобилей Lada на российском и внешних рынках. Внутри страны спрос за первые шесть месяцев года вырос на 21,1 процента, за рубежом — на 64 процента. Продажи в ЕС выросли на 10,7 процента. DW решила разобраться, можно ли считать это успехом, за что европейцы любят российскую марку и как отличаются цены на автомобили Lada в России и Германии.
Данные по продажам в России и за ее пределами. Распределение по странам
В силу своей сравнительной доступности автомобили марки Lada остаются самыми продаваемыми среди новых машин в России. По данным "АвтоВАЗа", в первом полугодии 2018 года на внутреннем рынке было реализовано почти 170 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей Lada, что превышает прошлогодние показатели более чем на 21,1 процента.
Николя Мор и Lada Vesta на московском автосалоне в 2016 году
Рост продаж на внешних рынках в процентах выглядит еще масштабнее — 64 процента. Однако в единицах показатель смотрится скромнее — за пределами России за 6 месяцев года было продано в 10 раз меньше машин, чем на внутреннем рынке — 16 592 автомобиля.
В общей сложности автомобили Lada поставляются на экспорт более чем в 30 стран. Основными рынками сбыта являются государства — члены ЕАЭС Беларусь и Казахстан. На долю этих стран пришлось более 10 тысяч проданных за границей авто. Популярны машины Lada и в других странах СНГ, в частности в Узбекистане. Кроме того, как сообщила в июле пресс-служба "АвтоВАЗа", в первом полугодии марка вышла на три новых рынка — Кубы, Чили и Туниса.
Успех Lada Vesta в ЕС преувеличен
На долю стран ЕС пришлось всего 2770 новых Lada. Это 16,7 процента от всех экспортных продаж марки за первое полугодие и всего 0,035 процента от общего числа продаж новых автомобилей на рынке Евросоюза. "Несмотря на достигнутый рост, объемы реализации российских автомобилей в странах Евросоюза остаются очень низкими", — констатируют эксперты аналитического агентства "Автостат".
Производство машины Lada Granta на заводе "АвтоВАЗ"
Значительным прорывом могло показаться улучшение показателей Lada Vesta в ТОП-100 самых продаваемых в Европе моделей (был опубликован 30 июля на сайте focus2move). Эта модель поднялась за год в рейтинге с 72-го на 56-е место. Информационные ресурсы моментально растиражировали информацию о том, что продажи Vesta в Европе увеличились почти на 50 процентов за полгода, превысив 52 тысячи экземпляров.
При этом не уточнялось, что речь идет не о рынке ЕС: рейтинг аккумулирует в себе данные не только из стран, входящих в Евросоюз, но и из России, Украины, Турции и других стран Центральной и Восточной Европы.
За что европейцы любят Lada: ностальгия и тяга к ремонту своими руками
Руководитель аналитического отдела "Автостат" Андрей Топтун рассказал DW, что некоторые модели "АвтоВАЗа" традиционно находили своего покупателя в Европе еще в советское время. Тогда особой популярностью пользовалась полноприводная "Нива" — ВАЗ 21-21. К слову, этот внедорожник продавался даже в Австралии и Новой Зеландии. Сегодня европейцы также обращают внимание в первую очередь на "преемницу" той самой "Нивы" — Lada 4х4 — и сравнительно недавно появившуюся Vesta.
В июле "АвтоВАЗ" прекратил сборку автомобилей Lada Priora
Эксперт не склонен связывать успех Vesta с приходом в команду менеджеров "АвтоВАЗа" экспатов, а в состав акционеров — компаний Renault и Nissan. "Vesta нельзя назвать детищем нового менеджмента. Это, конечно, может преподноситься как заслуга Бу Андерссона (был гендиректором "АвтоВАЗа" в 2009-2013 годах. — Ред.), но на самом деле автомобиль проектировался еще чуть ли не при Владимире Каданникове (возглавлял "АвтоВАЗ" в 1988-2005 годах. — Ред.). Те давнишние разработки (за исключением дизайна) и легли в основу Vesta", — заявил Топтун. По его мнению, основное конкурентное преимущество модели заключается в невысокой цене.
Что касается Lada 4×4, то, как говорит эксперт, ее во многом покупают, что называется, по старой памяти. "К тому же в этом сегменте — настоящих внедорожников — по такой цене ничего не найти. И не забывайте, что есть такая особая категория людей, которые любят все делать своими руками. Lada — это идеальный для этого автомобиль", — отмечает Топтун.
Немецкий рынок: дилеры, цена и портрет покупателя
В Германии продажами автомобилей Lada занимаются 240 салонов, в Австрии — 40. Такие данные сообщил DW Бернд Хак (Bernd Haack), представитель LADA Automobile GmbH (независимая от "АвтоВАЗа" компания, которая занимается реализацией в Германии пяти моделей Lada).
В прошлом месяце продажи Lada в Европе оказались в плюсе, да еще в каком.
Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA) опубликовала отчёт по продажам в августе, в странах ЕС в общей сложности было реализовано 786 новых автомобилей Lada, что на 36,7% больше по сравнению с прошлым годом. Стоит отметить что продажи российской марки выросли впервые после трех месяцев падения.
Всего же по итогам восьми месяцев 2019 года реализация автомобилей АвтоВАЗа в Евросоюзе составила 3531 единицу, снизившись на 7,3%.
Напомним, Lada ушла с европейского рынка из-за невозможности соответствовать эконормам, вступающим в силу в ЕС. Однако в официальном комментарии АвтоВАЗа был намек на то, что Lada в Европу вернется, но чуть позже. Возможно, что с новым поколением Lada 4×4.
Впрочем, европейский рынок АвтоВАЗ никогда не рассматривал в качестве приоритетного и делал ставку на страны СНГ, Латинскую Америку, в которой Lada очень довольны, и Ближний Восток.
Кстати, по итогам 2018 года больше всего Lada было реализовано в Казахстане — более 13.1 тысячи автомобилей. На втором месте по объёму экспорта — Беларусь, на третьем — Узбекистан.
В июне 2019 году в Европе было продано 404 автомобиля LADA, что на 27,9% меньше, чем годом ранее – тогда объем реализации составил 560 единиц. Такие данные приводит Европейская ассоциация автопроизводителей (АСЕА).
По итогам шести месяцев динамика продаж LADA в странах Евросоюза все равно отрицательная – 2399 реализованных машин, т. е. на 12,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Самой популярной маркой в Европе остается Volkswagen, автомобили которой за первый месяц лета разошлись тиражом в 167 882 экземпляра (-14%). Второй результат показал Renault – 128 023 проданных машин (-7,2%). Замкнул тройку лидеров Peugeot, чьи автомобили нашли в июне 89 175 покупателей (-10,5%).
Кроме них, в пятерку лидеров европейского авторынка по итогам июня также вошли Ford (84 528 ед., -5,4%) и Opel (81 884 ед., -9,7%).
Всего же за прошлый месяц в странах ЕС было реализовано 1 446 183 новых автомобиля, что на 7,8% меньше результата годичной давности. Таким образом, июньское падение продаж стало самым значительным с декабря прошлого года. По итогам шести месяцев 2019 года объем продаж составил 8,2 млн единиц (-3,1%).