Присоединиться к РОАД
Вход для дилеров
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в сентябре 2019 года снизились на 0,2% Все десять моделей, лидеров продаж новых легковых автомобилей, местного производства.
Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) опубликовала отчет о продажах легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России, за май 2019 года. Цифры статистики оказались довольно печальными, второй месяц подряд российский автомобильный рынок демонстрирует падение. В мае падение составило 6,7%, что является рекордным показателем за последние 2 года.
На российском рынке, в мае, было реализовано 137 624 автомобиля, что на 9 901 автомобиль меньше чем годом ранее, свидетельствуют данные АЕБ.
Всего же, за пять месяцев 2019 года, российский авторынок просел на 2,2%, что в количественном выражении составляет 677 570 автомобилей, согласно статистики АЕБ.
Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
«Нет хороших новостей на автомобильном рынке в мае, а вместо этого почти 7% падение продаж – самое значительное падение за 2 года. Конечно, можно было бы сказать, что удивительно тёплая для этого времени года погода не помогает продажам, так как много людей проводят больше, чем обычно времени вне больших городов и торговых центров. Однако главной причиной текущего тренда остается слабый спрос, обусловленный макроэкономическими факторами такими, как растущие расходы домохозяйств после повышения НДС в начале года. Особенно это касается автомобильного сектора, где мы имеем рынок, который до сих пор адаптируется к существенному понижению правительственных субсидий, стимулировавших розничные продажи в прошлом.
Мы должны посмотреть, как эти факторы скажутся в будущем, но сейчас мы наблюдаем довольно непростую картину».
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в России, по маркам за май 20192018 и январь-май 20182019 гг. По данным АЕБ.
МАРКА
Май
Январь—Май
Газета "Коммерсант" выяснила, что российский авторынок падает гораздо быстрее, чем показывает традиционная для отрасли статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным регистраций, в мае продажи снизились сразу на 18%. Расхождение доходит до 10% и не может объясняться сезонностью. Речь идет о так называемых "желтых машинах", уже отраженных в отчетах о продажах, но оставшихся на складе. Их доля может составлять до 50% в зависимости от бренда.
Дилеры говорят о постоянном падении спроса и ждут осложнения ситуации. Подмена реальных продаж бумажными вредит покупателю, так как сокращает срок гарантии на автомобиль и может привести к банкротству дилеров.
Расхождение в данных в четыре раза превышает сезонность, говорится в обращении ассоциации дилеров Renault в «Рено Россия», что свидетельствует об «искусственности данных АЕБ».
Разница между данными АЕБ и регистраций может возникать из-за машин, которые покупают жители соседних стран, в первую очередь Казахстана и Белоруссии, говорит гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. Также возможной причиной он называет задержки автомобилей у перекупщиков. Однако источники “Ъ” на авторынке говорят, что уезжающих в соседние страны машин в последние годы стало крайне мало, а расхождение — это именно «желтые», то есть непроданные, автомобили, о которых уже отчитались перед АЕБ. Гендиректор челябинской ГК «Планета Авто» (дилер Cadillac, Chery, Hyundai, Volkswagen, УАЗ и др.) Андрей Кольцук подчеркивает, что такой практике более десяти лет. В сети дилеров Renault около 2,4 тыс. задекларированных автомобилей прошлых периодов, которые находятся на складах и создают допнагрузку.
Планы автоконцернов в последние годы строятся так: «к показателю АЕБ прибавляется определенное значение, этот показатель проецируется как годовая цель для дилера», пояснил “Ъ” глава одного из крупных региональных дилеров. В основном дилерам «добровольно-принудительно» спускают план, который нужно выполнять, «иначе они недополучат прибыль». Автомобиль физически остается у дилера, в связи с чем у каждого второго наблюдается «затоваривание», доля фиктивных продаж в зависимости от бренда может составлять от 3–5% до 50%.
Дилеры вынуждены «желтить» в отчетах, подтверждает Михаил Чаплыгин, и доля таких машин составляет 10–20%. Импортеры отчитываются глобальным офисам, и им «тоже важно показывать позитив». Собеседник “Ъ” среди дилеров говорит, что в штаб-квартирах работа подразделений оценивается по валовым показателям, в том числе по доле рынка, за это получают зарплату и бонусы. Но динамика фактических продаж связана только с покупательской способностью населения, подчеркивает глава ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин.
После двукратного роста в 2018 году на рынке не ожидали, что продажи уйдут в минус так быстро. Другой собеседник “Ъ” говорит, что в деньгах (не в штуках) рынок достиг уровня начала кризиса 2013–2014 годов. Результат даст только рост цен на автомобили, а на фоне снижения платежеспособного спроса падение продаж — логичный результат. В первом полугодии еще как-то вытягивала программа господдержки, сейчас средства иссякли, количество кредитных сделок снижается. Снижение ставки рефинансирования — позитивный сигнал для рынка, но этого недостаточно.
Иногда дилеры применяют мошеннические схемы с финансированием старых выкупов за счет новых авансов, продолжает он, а можно тянуть сток до следующего периода планирования и потом распродавать его, взяв маленький план. Но в случае кризиса серые схемы могут привести к банкротству дилеров.
«Желтые» машины могут создавать проблемы и покупателям: гарантийный талон начинает действовать с момента, как дилер отчитался о продаже, и из-за этого срок гарантии сокращается.